Николай Николаевич Евреинов
Из написанного о Н.Н. Евреинове
Ниже представлены отрывки из нескольких книг и статей, написанных в разное время о Н.Н. Евреинове.
(если вы считаете, что данная статья не соблюдает закон об авторском праве, пожалуйста проинформируйте администрацию Artkunst)
Т. Джурова. Николай Евреинов: театрализация жизни и искусства
Из книги: Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах. М.: Совпадение, 2005.
Николай Николаевич Евреинов — одна из ключевых фигур Серебряного века: теоретик и историк театра, ученый-правовед, режиссер, драматург, искусствовед, музыкант и историк древних цивилизаций, чьи парадоксальные идеи далеко шагнули за хронологические рамки своей эпохи, обозначив вектор развития многих художественных новаций XX века. Кто-то находит отголоски его работ «Театр как таковой» и «Театр для себя» в книге Йохана Хёйзинги «Homo Ludens». Кто-то связывает имя Евреинова-теоретика с устремлениями Антонена Арто и Ежи Гротовского. Кому-то его работа «Введение в монодраму» кажется провозвестьем сюрреалистического театра. Так же легко провести параллели между эстетическими прокламациями Евреинова и течениями западного авангарда второй половины XX века — action art, искусством хеппенинга и перфоманса. И наконец, самое главное — Евреинов в корне пересмотрел роль театра в жизни человека.
Феномен Евреинова — сродни феномену «культа» в современной массовой культуре, где острый интерес к харизматической личности художника неотделим от интереса к его творчеству. «Оригинальный, уникально талантливый, претенциозный, сильная личность, Арлекин, декадент, маг, денди, эксцентрик, Хлестаков и реакционный антидемократический эстет; очаровательный, с хорошим вкусом, остроумный, мужественный, убедительный, неопределенный, банальный, парадоксальный, ослепительный, обманчивый, страстный, суетный, снисходительный. Кокетливый, фатоватый, неискренний, очень русский, очень европейский, творивший из себя героя, эгоистический, легкомысленный, дальновидный, напыщенный, индивидуалист и фанатик», — так цветисто характеризует Евреинова одна из «историй театра»1). Но даже такое богатство противоречивых характеристик вряд ли способно дать исчерпывающее впечатление о Николае Евреинове. Человек-театр, он виртуозно жонглировал творческими и имиджевыми масками, зачастую неотделимыми друг от друга...
Николай Евреинов и его «Театр для себя»
Вестник Русского христианского гуманитарного института. 1997, № 1, с. 56-66.
О Николае Евреинове написано очень мало, хотя имя его достаточно часто поминается как в общих, так и в специальных работах о русском театре начала XX века. Он оставил заметный след в русской культуре как режиссер, драматург, теоретик и историк театра.
Убежденный враг советской власти и политический эмигрант, Евреинов в 20-х годах в СССР не переиздавался, и специальных работ о нем практически нет (исключение составляет недавно вышедшая книга В. Г. Бабенко, частично восполняющая этот пробел, но, как и следует из названия, ограничивающаяся жизнеописанием. Все прочие работы о Н.Н. Евреинове изданы либо в 1910 - 1920-е годы, либо за рубежом . Число их невелико, авторы, чаще всего, его друзья и единомышленники. Общий их пафос можно выразить словами В. Каменского из его «Книги о Евреинове»: «...великие и богатые дела его. В.Каменский вообще на каждой странице своей крайне эмоциональной книги именует Евреинова гением, «мудрым Арлекином», «пламенным философом-режиссером-музыкантом, избалованным толпой театральным Колумбом» . А профессор Б. В. Казанский считал, что именно и его теоретическим исследованиям и творческим экспериментом «восходит вся идеология нового театра»...
Добавлено: 11 ноября 2012 года.