Гравюры в XIX веке

Несколько слов об особом применении гравюр в 19-ом веке и их особенной роли в образованном социуме Европы того времени.

В середине 19-го века гравюра была пожалуй наиболее распространенным способом репродуцирования изображений в печатных изданиях.

Часто гравюры создавались по известным живописным работам или скульптурам. Они публиковались не только в книгах в качестве иллюстраций, но и в периодике того времени — художественно-развлекательных альманахах (Германия) или журналах мод (Франция). Частота вполне могла достигать выпуска тетради раз в неделю или в две недели. В такого рода периодике, богато иллюстрированной, часто печаталась проза и новостные сообщения.

Собственно, в то время это бы практически единственный способ (кроме личного посещения музея или пинакотеки) следить за новостями культуры и знакомиться с работами созданными художниками по всему миру.

«Лишние» детали на гравюрах

Интересно наблюдать, как на некоторых гравюрах созданных по конкретным работам появляются новые детали, которых нет на оригинальных работах.

Один из примеров можно увидеть на гравюре «Обойдет ли он мыс» датского художника Микаэля Анкера. Подробнее можно прочитать здесь. Там же приведена фотография картины, по которой создавалась гравюра. Обратите внимание на правый верхний угол гравюры, куда гравер добавил птиц, видимо посчитав, что место чересчур «пустует»… И, вероятно, он имел на это право — так как гравюра, даже созданная по картине, сама по себе представляет произведение искусства, требующее колоссального профессионализма и творческого подхода.

Можно, пожалуй утверждать, что технически гравюра, создаваемая по картине, требовала от мастера большую степень детализации, чем оригинал, так как в отличие от живописи подразумевалось, что читатели периодики будут рассматривать опубликованную гравюру пристально и вблизи.


Добавлено: 28 ноября 2012 года.